Естественнонаучная школа
Санкт-Петербург
(812) 304-63-21

Инновационная деятельность

Инновации – это способность видеть в переменах возможности, а не угрозы…. (Стив Джобс)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ 2017/2018

Модернизация системы образования, происходящая в настоящее время, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. Потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Образовательная сеть - это среда, в которой любое образовательное учреждение может взаимодействовать с любым дополнительным образовательным и другим учреждением по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о введении в образовательный процесс сетевой формы взаимодействия образовательных программ, в которой осуществляется возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, которые осуществляют образовательную и воспитательную деятельность. Под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают: сложные многоуровневые и поливариантные связи, отношения между образовательными учреждениями (организациями) или субъектами образовательных отношений (их группами, сообществами) используемые для достижения общих целей на основе принципов добровольности, самоорганизованности, гибкости и оперативности.

Первая ступень подобной коммуникации, давно ипрочно вошла в образовательную деятельность. Это семинары, круглые столы,конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни открытых дверей. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательнымучреждениям динамично развиваться.

Сетевое взаимодействие школы с высшими учебными заведениями предполагает также знакомство с ведущими вузами Санкт-Петербурга с целью привлечения выпускников для дальнейшего обучения. Выбор будущей профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Старшеклассники уже сегодня обеспокоены вопросом получения образования по окончанию школы. Особенно остро эта проблема стоит перед обучающимися профильных классов, так как многие вузы рекламируют свои образовательные программы по различным направлениям подготовки и приглашают абитуриентов продолжить обучение у них. Одним из способов оказания помощи школьникам в выборе будущей профессиональной деятельности является своевременная и качественно организованная профориентационная работа. Естественнонаучный профиль старшей школы определил приоритетные направления такой деятельности.

 

Сотрудничество с Центром Алмазова

15 февраля 2017 года ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова» Минздрава России подписал договоры о сотрудничестве в области образования со школами Приморского района, в том числе со школой № 617. Договор о сотрудничестве подписан в целях организации совместной работы по учебно-методической, научно-методической, кадровой и профессиональной ориентации в области медицины и науки.

Достигнутые результаты

1. По инициативе руководства Центра Алмазова для обучающихся 10-11 классов, проявляющих устойчивый познавательный интерес к медицине и профессии врача, создан Малый медицинский факультет.Формат работы Малого медицинского факультета соответствует логике построения учебных занятий в вузе – теоретический материал, излагаемый в форме лекции, чередуется с практическим занятием.

Лекционный курс для старшеклассников посвящен изучению основ гигиены и клинической медицины. Для обучающихся 10 классов предусмотрен практикум по сердечно-легочной реанимации, предполагающий работу на медицинских фантомах – манекенах-имитаторах для отработки отдельных практических навыков и процедур без риска для пациента. Практикум для 11 класса посвящен основам десмургии–разделу медицины, изучающему технику наложения повязок и шин.

2. На базе Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазовапроходят много научно-практических конференций. 17 ноября т.г. впервые состоялась междисциплинарная конференция «Орфанные заболевания. Диагностика. Лечение. Реабилитация», на которой были рассмотрены актуальные вопросы лечения и реабилитации детей с орфанными (редкими) заболеваниями, особенности диагностики и клинических проявлений.

Во второй день работы конференции в Детском лечебно-реабилитационном комплексе центра имени В.А. Алмазова была проведена Школа для родителей «Ребенок с редким заболеванием». Цель этого обучающего семинара – получение знаний о течении болезней и их осложнениях, возможностях современной медицины в диагностике и лечении редкой патологии, физической и социальной реабилитации и улучшении качества жизни ребенка и семьи.

Для детей на время проведения занятий с их родителями была организована развлекательная программа, в которой в качестве волонтеров приняли участие обучающиеся 10м класса химико-биологического профиля школы. Наши школьники выступили в качестве помощников клоунам-аниматорам на данном мероприятии: рисовали и танцевали вместе с детьми, играли в игры, отпускали «в небо» воздушные шарики, словом, способствовали созданию положительных эмоций и здорового микроклимата в разновозрастном коллективе.

3. В период с 26 по 29 марта для обучающихся подшефных школ Приморского района врачами ординаторами, аспирантами ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова» была организована интересная и познавательная инициатива – Школа молодого ученого. Данное мероприятие было реализовано в рамках работы Малого медицинского факультета. Цель Школы молодого ученого – формирование у обучающихся старших классов научно-исследовательских компетенций необходимых для выполнения исследовательских работ.

Первый день работы Школы молодого ученого был преимущественно теоретическим.Наши молодые исследователи познакомились со структурой и динамикой естественнонаучного знания. Узнали, что в настоящее время понимают под «наукой», какова ее структура и характерные черты, что является предметом и объектом науки, в чем особенности научного подхода и научного метода. Старшеклассники освоили правила написания литературного обзора, методику работы с научной литературой, узнали, что такое база данных и научные индексы.Для закрепления полученных теоретических знаний было проведено практическое занятие по разработке модели исследования, в котором наши школьники приняли активное участие.

Эффективность научного исследования зависит не только от качества его планирования, но и от методов сравнения и интерпретации первичных результатов. Поэтому второй день Школы молодого ученого был посвящен изучению методов статистической обработки полученных эмпирических данных. Практической частью данного занятия был практикум по написанию тезисов по результатам собственной работы.

Представление результатов, полученных в процессе эксперимента или исследования, является важным этапом, логически завершающим проделанную работу. Правильный подход к выбору формы представления результатов позволяет в полной мере раскрыть суть работы, отобразить все взаимосвязи и зависимости между ее элементами. Именно эти вопросы и обсуждались в третийдень работы Школы молодого ученого. Юные исследователи познакомились с правилами оформления презентации, которая сопровождает устный доклад и узнали о назначении стендового доклада.

В последний день работы Школы молодого ученого наши ученики совершили экскурсию в Центр доклинических и трансляционных исследований, который является новым производственным объектом Института экспериментальной медицины. Центр занимается проведением доклинических исследований. Специалисты центрапроводят экспериментальные исследования любой сложности, включая разработку и испытания новых лекарственных и биотехнологических препаратов, создание новых экспериментальных моделей.

4. В этом учебном году заключительный этап школьного фестиваля исследовательских и проектных работ «Приморские юношеские чтения-2018» обучающихся нашей школы состоялся на базе Научно-исследовательского медицинского Центра имени В.А. Алмазова. В работе научно-практической конференции приняли участие обучающие лицейских классов школы, учителя-предметники, администрация школы.

По решению методических объединений школы право выступить на пленарном заседании с результатами проведенных исследований получили лучшиеученики.

После завершения конференции для наших школьников были проведены интерактивы и мастер-классы специалистами Центра Алмазова.

Сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным

химико-фармацевтическим университетом

В настоящее время работодатели фармацевтической отрасли понимают, что для развития фармацевтического рынка страны необходимы высококвалифицированные специалисты, поиск которых необходимо осуществлять уже сегодня среди старшеклассниковшкол с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла.

 

Коммуникационная платформа «Фарминнотех»

Инициативная группа химико-фармацевтического университета разработала и внедрила в практику для широкого круга пользователей информационную технологию – коммуникационная платформа «Фарминнотех», которая ориентируется на внутреннюю и внешнюю деятельность фарминдустрии, предоставляет методологию, технологию, экспертную поддержку и сопровождение при решении возникающих проблем на пути достижения качественного результата.

Централизованная регистрацияна платформе обучающихся10-11 классов школы состоялась 21 сентября 2017.

Образовательные проекты платформы«Фарминнотех»

Первый проект, в котором школьники могли принять участие, назывался «Биологический конструктор». Кейс был сформулирован следующим образом: «Насколько было бы здорово, если бы лекарства можно было собрать как конструктор! Предложите, какие основные базовые «кубики» можно использовать для соединения с молекулами средств от простуды и гриппа, чтобы они также выполняли дополнительные функции? «Кубики» должны быть универсальны и удобны для соединения с целевыми молекулами».

Одним из победителей проекта «Биологический конструктор» от Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии стала ученица 10м химико-биологического класса Цыганкова Лада.

Торжественное награждение победителей состоялось на заключительном этапе работы международногопартнеринг-форумаLifeSciencesInvest. PartneringRussia» 9 ноября 2017 года.

 

Школа Студенческого Актива «ИОН»

Школа Студенческого Актива - это комплексная обучающая программа для студентов 1-5 курсов и профессионально-ориентационная программа для школьников, включающая в себя ряд последовательных этапов:адаптация студентов и учащихся школ;лагерь студенческого актива и профессионально-ориентационная программа для учащихся школ и конкурс проектов студенческого самоуправления с целью дальнейшей реализации в вузе.

В третьей смене Школы Актива ИОН, которая проходила с 31 марта по 1 апреля т.г. на базе пансионата «Восток-6», по приглашению руководства университета приняли участие четверо наших учеников 10м класса химико-биологического профиля: Ермаков Георгий, Терновский Артем, Чернушевич Владислав и Цыганкова Лада.На протяжении 3-х дней студенты и обучающиеся школ познавали себя, свои способности и возможности.

В течение первого дня ребята узнали друг друга и прошли несколько упражнений на командоформирование. Вечер начался с красивых и ярких выступлений участников, а приятным сюрпризом для всех стал танец организаторов.

После вечернего мероприятия начался ночной квест с элементами веревочного курса. Командам необходимо было пройти станции с заданиями. Только те, кто научились слушать друг друга, справились с заданиями быстро.

Отличительной чертой Школы Актива в этом году стало распределение участников на разные направления, так какодни из них приехали проверить себя, а другие -получить навыки поиска работы, написания резюме и прохождения интервью. Также были организованы мастер-классы для учителей и сопровождающих школьников, чтобы и для них это мероприятие стало чем-то большим, чем просто отдых.

Во второй день для школьников были проведены мастер-классы по мягким лекарственным формам и «Science-in-box» - мини-лаборатория, предназначенная для изучения свойств наноразмерных элементов, а также постановки физических и химических экспериментов. Это было очень увлекательно, а созданные кремы ребята смогли забрать домой.

После увлекательных и познавательных занятий командам школьников были даны кейсы.Цель предстоящей совместной деятельности – познакомить ребят со стадиями разработки препарата, посмотреть на глубину имеющихся у них знаний и оригинальность при решении поставленных задач.

Вечером второго дня все отряды приняли участие в авторской интеллектуальной игре «Ионизация», по завершению которой состоялся кинотренинг.

В третий день команды школьников защищали свои проекты. Именно здесь можно было понять, насколько они усвоили информацию с ИОНа, как умеют презентовать себя и выдерживать тайминг.

На официальном закрытии смены были награждены лидеры команд, представители школ иподведен итог эстафеты «Я и ИОН».

 

Летняя профильная профориентационная практика

Процесс обучения школьников не может быть сведен только к накоплению знаний. Если последние не применяются на практике, то они носят формальный характер. Готовность к сознательным и точным действиям по применению знаний реализуется в умениях, формирующихся в практической деятельности.

Учебная практика – это особый вид учебной работы, направленный на получение первичных профессиональных умений и навыков, а также закрепление теоретических и практических знаний, полученных обучающимися в процессе обучения.

В рамках сетевого взаимодействия с вузами для десятиклассников нашей школы в этом учебном году была организована и успешно реализована летняя профильная профориентационная практика. Учебная практика позволяет школьникам познакомиться с «веером» будущих профессий, призвана обеспечить формирование у нихпервичных профессиональных умений и навыков.

Вузами-партнерами в этом учебном году выступили:

–ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет»;

–ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»;

– ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова» Минздрава России;

– ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина);

–ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

 

Практика для химико-биологического профиля

Для формирования навыков исследовательской деятельности и экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде актуальным является расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по ее изучению и охране. В современных условиях обучения учитель имеет возможность использовать часть учебного времени для изучения природы местного края, оценить ее состояние и провести практические работы по ее сохранению.

Одной из форм такой деятельности является школьный полевой практикум, который организуется с целью усиления контактов учеников с природой, в процессе которых формируются как экологически ценностные ориентации обучающихся, так и знания о взаимосвязях внутри экологических систем, развиваются умения школьников изучать и оценивать состояние местных ценозов.

Задачами школьного полевого практикума являются:

1) формирование исследовательских компетенций старшеклассников в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

2) обеспечение усвоения обучающимися основных положений биологической науки о структуре и функционировании экосистем; биологическом разнообразии как важнейшем условии их устойчивости;

3) осмысление практического значения биологических знаний как научной основы природоохранной деятельности человека;

4) изучение природы родного края и формирование эмоционально-ценностного отношения к природе.

В целях оказания помощи старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности, несколько занятий организовано на базе высших учебных заведений, таких как ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

 

Программа практики

I блок. Выездная практика.

Выездная практика проводится в полевой форме. В этом случае создаются специальных условий для ее проведения. Выездная практика носит геоботанический и энтомологический характер.

Содержательный компонент

Изучение биотопов района исследования, проведение геоботанических исследований. Составление плана пробных площадок. Описание древостоя 1-го яруса. Описание древостоя 2-го яруса. Исследование повреждений древесных пород. Описание лишайников лесного сообщества. Описание кустарникового яруса (подлеска). Описание травяно-кустарничкового яруса. Описание мохового (напочвенного) яруса. Изучение подроста. Антропогенное влияние (следы деятельности человека). Исследование жизни муравьев в жизни леса. Определение микроклимата изучаемого биотопа (освещенность, температурный режим, рН почвы, влажности воздуха).

Знакомство с растительностью и флорой в естественных и антропогенно нарушенных местообитаниях. Ознакомление с основными видами сосудистых растений (в том числе видами Красной книги РФ) и моховидных низинных болот, заболоченных лесов со слабым и сильным воздействием рекреационной нагрузки. Освоение методики оценки количественных показателей растительных сообществ - проективных покрытий и встречаемости видов. Описание растительного сообщества низинного болота на серии мелких учетных площадок. Освоение методики геоботанического описания лесного растительного сообщества, включая определение таксационных характеристик древостоя.

Влияния климатических факторов на растения и растительность. Освоение методики оценки условий местообитания по растительному покрову с помощью амплитудных и оптимумных экологических шкал. Расчет характеристик условий местообитания с помощью экологических шкал для описанного участка лесного растительного сообщества.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Строение насекомого. Работа с атласами и определителями насекомых. Отлов насекомых с помощью воздушного сачка. Установка почвенных ловушек. Применение метода кошения с помощью воздушного сачка. Знакомство с энтомофауной местности: работа с атласами и определителями, таксономический анализ списка видов, выделение доминант и факторов, определяющих видовое разнообразие.

Практическая работа по овладению навыками составление зоологических коллекций. Знакомство с методикой составления этикетов и составления описания коллекций.

II блок. Практика на базе школы в рамках сетевого взаимодействия с вузами.

Внутренняя среда организма. Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Экскурсия на станцию переливания крови Федерального исследовательского Центра имени В.А. Алмазова.

Экскурсия в тематический музей города (по выбору).

 

Практика для физико-математического профиля

Практика для физико-математического профиля планируется в соответствии с программой, которую предлагает вуз. В этом году площадками для практики выступили ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) и ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

 

Летняя ознакомительная профориентационная практика на базе

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Цель практики - познакомить абитуриентов 2018 года с ЛЭТИ, старейшим электротехническим университетом Европы, и сделать это в популярной, увлекательной форме

познакомить абитуриентов 2018 года со старейшими университетами Санкт-Петербурга технического и гуманитарного направления и сделать это в популярной, увлекательной форме.

Десятиклассники в течение недели знакомились с инновационными учебно-научными лабораториями и технологиями обучения. Смогли оценить возможность использования школьных знаний в учебно-практической работе студентов: во время практики посещали учебные лаборатории, где выполняли фрагменты лабораторных работ, слушали лекции о направлениях подготовки, реализуемых на всех факультетах университета. Участники практики гуманитарного направления принимали участие в мастер-классах. Участники практики технического направления сыграли в игру Electro-Race.

На закрытии практики самые активные участники проектов и мастер-классов (гуманитарное направление) и победители игры Electro-Race (техническое направление) были награждены грамотами и подарками.

Все обучающиеся, прошедшие летнюю практику получили удостоверения слушателя, которое дает дополнительные 3 балла к сумме баллов Единого государственного экзамена при поступлении в университет «ЛЭТИ».

 

Летняя ознакомительная профориентационная практика на базе

Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Интересной и познавательной была летняя профориентационная практика на базе Политехнического университета Петра Великого. Первые два дня старшеклассники знакомились с жизнью ФабЛаба – уникальной открытой мастерской для молодежи в здании старейшей гидронапорной башни. Ребята учились собирали роботов, подключали микросхемы и соединения, а затемпрограммировали свои модели, наделяя их способностью ездить, видеть препятствия и самостоятельно реагировать на их появление.

Последний день практики выдался для школьников особенно волнительным и познавательным. Для обучающихся провели обзорную экскурсию, рассказали об истории каждого корпуса студенческого городка. Школьники посетили научно-исследовательский центр, цех по производству лёгких металлов и СКЦ – суперкомпьютерный центр. Это подразделение Политеха восхищает своим техническим и функциональным оснащением, предназначенным для выполнения самых сложных вычислительных задач.

Секретарь приёмной комиссии В.В. Дробчик рассказал ребятам о возможностях и преимуществах при поступлении в вуз, сформулировал ценные рекомендации для будущих абитуриентов.

Научно-образовательный центр «Газпромнефть-Политех» гостеприимно принимал наших старшеклассников. Заместитель директора центра О.С. Лобода рассказала об особенностях поступления и учебы на кафедре теоретическая механика.

Все обучающиеся, прошедшие летнюю практику, получили удостоверения слушателя.